Наши новости
2016-04-03 На главную страницу
В дворники к Патриарху не собираюсь, но за слово в защиту старинных зданий признательна
После опубликования на сайте Мосгордумы повестки заседания Комиссии по культуре и массовым коммуникациям 4 апреля стало ясно, зачем 29 марта в Думу приезжал Патриарх Всея Руси Кирилл. Первым пунктом повестки заседания комиссии стоит вопрос о возведении памятников Святейшим Патриархам Московским и всея Руси на Патриаршем мосту. Патриарший мост в Москве, идущий от Пречистинской до Якиманской набережной, решили, видимо, превратить в Карлов мост, который находится в Праге, как хотели с установкой памятника киевскому князю Владимиру превратить сначала Ленинские горы, а затем Боровицкую площадь в киевскую Владимирскую горку. Не похоже, чтобы на Руси перевелись таланты, созидающие продукт собственного производства, к чему это подражательство?
Патриарха приглашали для освящения помещений Мосгордумы, но Его Святейшество не стал этого делать, он, видимо, понял, что его именем во второй раз – первый был связан с освящением несогласованного с ЮНЕСКО места установки Памятника киевскому князю Владимиру – пытаются прикрыть возникающие проблемы. На сей раз - связанные с пуском новых зданий Мосгордумы, а именно – необоснованность наличия комнаты отдыха и душа в кабинетах депутатов, нарушение водного баланса подземной реки Неглинка, дороговизна вновь построенного депутатского корпуса - стеклянного короба из стекла и бетона и, наконец, несогласия депутата Елены Анатольевны Шуваловой работать по 10-12 часов в сутки в предоставленном ей полуподвальном кабинете, грязный канцерогенный ядовитый воздух в который поступает в щель непосредственно с поверхности земли.
Визит Патриарха ограничился встречей с депутатами - проповедью и ответами на вопросы – всего по одному от фракции.
В жизни Патриарх Московской и Всея Руси Кирилл оказался привлекательней, чем на экране телевизора. Умный эрудированный весёлый.
От фракций разрешили задать только по одному вопросу, но поскольку Руководитель Фракции КПРФ находился в командировке, Елена Шувалова, на всякий случай, подготовила вопрос. Он не потребовался, вопрос от Фракции КПРФ задавал Николай Губенко. Но вопрос Елены Шуваловой был такой – На заседании Совета по культуре Президент Российской Федерации В.В.Путин обратил внимание на необходимость защиты истории, охраны старинных зданий. Однако исторические строения постоянно сносят. Только что снесли Госпиталь Красного Креста войны 2014 года на Красноказарменной улице, где молилась Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, канонизированная Русской Православной Церковью. Снесли связанное с именем Есенина здание на Садовнической. Снесли комплекс зданий на Большой Дмитровке. На очереди – фабричные корпуса на Большой Почтовой. А вокруг Храма Воскресения Господня в Кадашах будут строить многоэтажные корпуса. Как Вы видите вопрос защиты старинных зданий в условиях, когда всё подчинено получению максимальной прибыли? Как остановить варварство, чтобы не уподобиться тому, что произошло в Пальмире?
Вопрос Елены Анатольевны был связан с направленным ей в Мосгордуму в качестве законодательной инициативы законопроектом «О сохранении старинных зданий города Москвы».
"Рабочий кабинет" Елены Шуваловой в новом здании Московской городской Думы - в коридоре
Удивительно, но своё выступление Патриарх начал именно с ответа на этот незаданный вопрос. Несмотря на то, что в качестве примера он привёл снос домов на Арбате – невежественных людей и в советское время хватало – ясно, что имел-то в виду Патриарх современные разрушения. Однако слова его были обращены лишь к совести, которая у многих глуха.
Патриарх сказал о том, что нарушение традиций приводит к слому общественной жизни. Что столица была бы совсем другой, если бы берегли традиции. В архитектуре проявляется нравственное состояние человека. Идя по Вене, понимаешь, почему Моцарт так писал музыку. Берегите Старую Москву – призвал он. Нельзя оправдать разрушения старинных зданий. Туристы не поедут в Москву небоскрёбы смотреть.
Патриарх отметил, законодатели должны помнить, что одни люди радуются, а другие страдают, что кроме образования нужно иметь доброе сердце, что нужно уметь ставить себя на место другого человека.
Остановился Патриарх и на вопросах нравственности, таинстве брака. Посетовал, что вся современная философия направлена на то, чтобы уничтожить способность человека любить.
Отвечая представительнице Молодёжного парламента, Патриарх отметил, что, когда у людей «первый цветочный возраст», они ничего не замечают кроме своего увлечения, но единственный критерий любви – готовность жертвовать ради другого.
С разными периодами истории Патриарх связал основополагающие, по его мнению, принципы: державность, святость, справедливость, солидарность и достоинство. Патриарх считает, что именно они должны быть объединяющими.
Но с двумя вещами в выступлении Патриарха Елена Шувалова согласиться не может. Первое – голословные обвинения в адрес Войкова. Называя человека убийцей и террористом, нужно иметь решение суда или хотя бы предоставить доказательства его вины. Опять же вопрос – почему начинают выяснения с Войкова? Давайте, начнём, например, с Александра I, участвовавшего, по мнению некоторых, в убийстве своего отца – Павла I.
Второе – обвинение в том, что коммунисты будоражат жителей, противодействуя строительству храмов. Да, депутаты от КПРФ не видят выходных, такой вал обращений жителей с призывами о поддержке их протестов против строек во дворах, парках, скверах.
На вопрос Николая Губенко, о разнице между политической и общественной жизнью, Патриарх сказал - уберите из политической жизни борьбу за власть, останется общественная.
В связи с этим вернёмся к уготовленной москвичам установке памятников Патриархам на Патриаршем мосту.
Институт патриархии существовал не вечно. Периоды его в русской истории – 1589-1700 (111 лет), 1917-1925 (8 лет), 1943-2016 (73 года).
В 1453 году под ударами турок пала великая православная империя – Византия. Московское царство осталось единственной независимой православной державой и приобрело авторитет оплота православной веры.
Осуществление идеи устроить в Москве «превысочайший престол патриарший» состоялось в царствование сына Ивана IV – Фёдора Ивановича. В 1586 году в Москву за царской милостыней приехал патриарх Антиохийский Иоаким. Царь, решив воспользоваться обстоятельствами этого визита, заявил в Думе о своём желании учредить московский патриарший престол. Патриарх Иоаким вызвался довести желание царя до сведения Греческой церкви. В 1588 году в Россию прибыл патриарх Константинопольский Иеремия. Царь ожидал, что он привёз с собой постановление вселенского собора об учреждении патриаршества в русском государстве, однако на первой же аудиенции оказалось, что главная цель визита – получение денежной помощи. Тогда греку дали понять, что его не отпустят из Москвы, пока он не благословит учреждение московского патриаршего престола. 26 января 1589 года Иеремия возвёл на патриарший престол митрополита Иова, кандидатуру которого предложил царю Борис Годунов. После этого греков отпустили из Москвы, вручив им богатые дары.
После смерти Патриарха Адриана Пётр I своей волей поставил во главе управления церковью рязанского митрополита Стефана Яворского с титулом местоблюстителя патриаршего престола, фактически упразднив институт патриаршества. Видимо, в мощных параллельных государственной власти структурах он видел опасность своей власти. В 1721 году власть патриарха он заменил Духовной коллегией - Святейший Правительствующий Синод, превратив церковь в один из государственных департаментов, находившихся под неусыпным контролем со стороны монарха.
В 1917 году после Февральской революции Синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, в котором говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время». В намеченной реорганизации главным был вопрос о восстановлении древней формы управления церковью. Решением Синода был созван Поместный собор 1917–1918 годов, восстановивший патриаршество. Новым патриархом, стал митрополит Московский Тихон. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь.
Острый конфликт между церковью и властью разгорелся весной 1922 года во время кампании по изъятию церковных ценностей для закупки продовольствия за границей для голодающих.
25 марта 1925 года Патриарх Тихон выступил с воззванием, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией.
После смерти Тихона 7 апреля 1925 года обстановка не способствовала созыву собора для избрания нового патриарха.
4 сентября 1943 года Иосиф Виссарионович Сталин принял у себя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, а также митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). В ходе беседы митрополит Сергий сообщил о желании церкви созвать собор для избрания патриарха. Сталиным было заявлено, что «церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР». Было принято решение о создании специального правительственного органа – Совета по делам Русской Православной Церкви. Собор епископов состоялся в Москве 8 сентября 1943 года, а 12 сентября совершилась интронизация новоизбранного патриарха Сергия.
В 1944 году первосвятитель Русской церкви скончался. В 1945 году патриархом Московским собор избрал митрополита Алексия (Симанского). На этом же соборе было принято Положение об управлении Русской Православной Церквью, которое окончательно легализовало институт церкви и упорядочило взаимоотношения церкви и советского государства.
В настоящее время по организационному могуществу любая партия «может отдыхать» перед институтом Православной Церкви. Тысячи приходов по всей стране, работа с молодежью. Причём, строится этот институт в большинстве за счёт государственного бюджета.
Положительная роль, по мнению Елены Шуваловой, Русской православной церкви заключается в международной объединяющей деятельности. Страна распалась, а РПЦ объединяет православие и Украины, и Белоруссии, и Казахстана, и Узбекистана, и Молдовы, и т. д.
Что же касается установки памятников на Патриаршем мосту, как всегда, с москвичами не посоветовались («Активный гражданин» не считается). Выдержит ли мост нагрузку? Да, и как на это посмотрят молодожены, облюбовавшие Патриарший мост сразу после его постройки в 2004 году. Ведь именно на этом мосту впервые в Москве было замечено новое явление — на его ограде стали появляться амбарные или маленькие элегантные замки, символизирующие скрепление вечными узами любви?
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ, ПОЖАЛУЙСТА, УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ НА САЙТ. СПАСИБО