Наши новости
2018-09-24 На главную страницу
Дальнейшее наступление на демократические принципы. Якубович анонсировал в Тверском районе Москвы модельный Устав
Председатель Совета муниципальных образований города Москвы Дудочкин с подачи Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Правительства Москвы запустил процесс принятия новых уставов районов Москвы – основных правил, по которым живёт район.
Модельный проект, созданный для всех районов, предполагает дальнейшее наступление на демократические принципы и исключение статьи о границах муниципальных образований. В числе первых за принятие нового, ещё более подстроенного под интересы застройщиков Устава взялся Яков Якубович в Тверском районе.
20 сентября протестующие жители не дали Якову Якубовичу рассмотреть на заседании Совета депутатов этот вопрос.
Но опытные царедворцы знают, как выйти из положения, когда взять цель штурмом не удалось. Создаётся рабочая группа. Члены рабочей группы могут «набивать себе цену». Иначе почему, например, Хараидзе голосовала сначала против включения в повестку дня вопроса о новом Уставе, а потом за создание рабочей группы? И тогда уже не руками Якова Якубовича, а руками рабочей группы будет достигнута поставленная Правительством Москвы цель.
Бесконечная перестройка вместо конструктивной работы
Если люди умеют делать конкретное дело, они его делают. Если нет – придумывают, что им мешает делать это конкретное дело, не понимая, что проблема в них самих. Начинают переставлять слагаемые, от перестановки которых, как давно известно, сумма не меняется, дело не движется.
Просидев в Совете Тверского района более года, не объявив конкурс и не утвердив за это время даже главу администрации муниципального округа, глава района Яков Якубович решил менять Устав, но встретил жёсткое неприятие от жителей района.
Смена Устава была объявлена «под соусом» новаций статуса Председателя Совета Якова Якубовича и возникновения его зама. Однако, как мы и предполагали, за этим «фасадом» скрываются гораздо более серьёзные изменения.
Но начнём с «соуса». В новом Уставе Яков Якубович как Председатель Совета якобы перестанет получать зарплату, но, как однозначно ясно общественности района, он «за заслуги перед партией и правительством» собирается занять ещё дополнительно какой-то пост и получать гораздо большую зарплату в другом месте. По новому Уставу вводится должность его заместителя, и заместитель будет получать заработную плату.
Однако, картина об отсутствии зарплаты у главы такова только на первый взгляд. Если у кого хватит терпения дочитать Устав до конца, то далее по тексту он увидит раздел «Вознаграждение Главы района», то есть название «зарплата» плавно перетекает в название «вознаграждение». Таким образом, Яков Якубович будет иметь возможность получать деньги в нескольких местах одновременно.
Статья 12 нового Устава «Гарантии осуществления полномочий главы муниципального округа» пунктом 1 части 1 закрепляет норму: «пользуется правом на материально-техническое обеспечение своей деятельности». А статья 13 «Поощрение главы муниципального округа» отдельно посвящена этому вопросу.
Считаем, что о возможном решении Якова Якубовича одновременно управлять районом и заняться ещё каким-то прибыльным делом, возможно, используя своё должностное положение, свидетельствует то, что в новом модельном Уставе ликвидируются запреты и ограничения, существующие ныне в статье 14 – заниматься предпринимательской деятельностью, управлять коммерческой организацией и так далее. Теперь глава муниципального образования будет вправе этим заниматься.
Яков Якубович в своём стремлении изменить Устав ссылается на представления прокуратуры о несоответствии отдельных положений действующего Устава федеральному законодательству, но этого представления он не показал. Для того, чтобы исполнить представление прокуратуры надо просто его исполнить, изменив то, что велено, а не принимать новый Устав.
Далее следуют более серьёзные и имеющие далеко идущие последствия для района новации, о которых Яков Борисович не рассказал даже своим коллегам-депутатам.
Необходимо обратить внимание на надпись в правом верхнем углу первой страницы: «Модельный проект». Понимать это приходится однозначно – такой проект будет протаскиваться во всех районах Москвы. Менять в этом модельном проекте будут только название района.
Структура текста Устава полностью переработана. Объём Устава сокращён почти в два раза.
Преамбулы в новом тексте нет, как нет и содержащегося ныне положения о том, что Устав муниципального округа Тверской в городе Москве является Основным нормативным правовым актом района.
В представленном в Тверском районе «модельном» для районов Москвы проекте Устава муниципального округа обращают внимание следующие нововведения, РЕЗКО УРЕЗАЮЩИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробно.
Надеюсь, Вы помните, что в Конституции Российской Федерации записано, что единственным источником власти в нашей стране является народ.
В случае принятия нового Устава жители не смогут свободно, без особого приглашения даже присутствовать на заседаниях Совета депутатов.
В новом Уставе полностью исчезает пункт 10 статьи 8 действующего Устава, который говорит: «На заседании Совета депутатов в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов, вправе присутствовать:
1) депутаты Московской городской Думы;
2) должностные лица органов государственной власти города Москвы;
3) должностные лица администрации муниципального округа, руководители муниципальных предприятий и учреждений;
4) представители органов территориального общественного самоуправления;
5) представители общественных объединений;
6) жители;
7) представители средств массовой информации.»
Все вышеперечисленные люди, в случае принятия нового Устава, свободно присутствовать на заседаниях Совета депутатов не смогут. Не смогут присутствовать без особого приглашения даже СМИ. Хоть Елене Анатольевне Шуваловой Закон «О статусе депутата Московской городской Думы» всё же даёт право присутствовать, но разные хараидзе и боженовы, основываясь на отсутствии такого положения в Уставе, явно будут чинить препятствия.
Сейчас проекты муниципальных нормативных и правовых актов Совета депутатов вправе вносить на рассмотрение Совета депутатов инициативные группы граждан (статья 36), но, судя по тексту нового Устава, если он будет принят, инициативные группы граждан этого делать не смогут (за исключением самого Устава).
В предлагаемом к принятию Уставе изъято всё, что касается ТОСов – территориального общественного самоуправления. Забота муниципальных образований о ТОСах отменяется.
В новом Уставе сохранился раздел о формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, но он сильно изменён и изменён не в пользу участия населения.
Так, например, одна из форм самоуправления – Собрание граждан (статья 45 действующего Устава). Но, если сейчас с инициативой проведения собрания граждан может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом численностью не менее 30 человек (часть 5 статьи 45). То в новом Уставе – модельном – с инициативой проведения собрания граждан может выступить инициативная группа граждан, численностью уже не менее 100 человек (часть 5 статьи 34).
Из нового модельного для всех районов Москвы Устава изъята статья 11 – «Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления».
Из нового модельного для всех районов Москвы Устава изъята статья 12 – Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Однако есть определённая категория граждан, не прописанных ни в действующем, ни в новом Уставах, но пользующихся особым вниманием и Главы округа Якубовича, и главы Управы Золотарёва – руководители общественных советников. Говорят, на них понятие «вознаграждение» тоже распространяется. Они, естественно, защищают всё, что делают власть предержащие.
Принижается роль муниципального образования, его функции в жизненно важных для города вопросах
Особо мы бы обратили внимание на исчезновение в новом Уставе теряющегося в многостраничном тексте действующего Устава пункта.
Из статьи «Вопросы местного значения» (в действующей редакции – статья 5, в новой – статья 3) предлагаемого Якубовичем Устава раздела 22 части 2: «внесение в соответствии с Законом города Москвы от 25 июня 2008 года №28 "Градостроительный кодекс города Москвы" в орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, или в соответствующую окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы предложений в части, касающейся территории муниципального округа:» в тексте нового Устава исчез пункт «е»: «к проектам разработанных в виде отдельных документов градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащей реорганизации жилой территории;».
Другими словами, если разработан проект ГПЗУ для строительства, то мнение по этому поводу муниципального образования никого не интересует.
Застройщики с помощью дудочкиных и якубовичей облегчают свою жизнь, как могут.
Из нового Устава исчезает ряд других существующих полномочий Совета депутатов. Например, из части 1 статьи 9 изымается пункт 5: «Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий».
К вопросам местного значения действующий Устав (пункт «и» части 17 статьи 5) относит участие в профилактике терроризма, а модельный проект (пункт «з» части 17 статьи 3) предлагает участие в мероприятиях по профилактике терроризма, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти города Москвы. Дескать – сами не суйтесь!
В Заключительных положениях действующего Устава чётко говорится: «Устав, муниципальные нормативные и правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального округа».
В Новом модельном Уставе это положение звучит совсем по-другому: «Устав, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, или иные муниципальные правовые акты, вступившие в силу, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального округа организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами и должностными лицами местного самоуправления и гражданами».
Обязательны к исполнению на всей территории или только для перечисленных категорий – разница есть?
И где же тогда развитие местного самоуправления?
Роль депутатов понижается на фоне повышения роли Главы муниципального округа
Считаем, что в предлагаемом Уставе прослеживается, в первую очередь, не забота об округе, а свои преференции, желание сосредоточить власть в одних руках.
Изменяется порядок избрания Главы муниципального округа.
Часть 3 статьи 14 существующего Устава постановляет: «Решение об избрании главы муниципального округа принимается большинством в две трети голосов от численности депутатов Совета депутатов».
Новый Устав разрешает избирать главу муниципального округа большинством голосов от присутствующих депутатов.
Изменяется порядок отзыва депутата. Правда, и в существующем Уставе, и в предлагаемом отзыв депутата проводится по строго определённым основаниям.
В действующем Уставе – депутат Совета депутатов считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе (статья 43, часть 5).
В новом модельном Уставе – депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее одной десятой от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе (статья 30, часть 5).
На наш взгляд такие изменения есть не что иное, как борьба с неугодными депутатами.
Появляется статья 14: «Заместитель Председателя Совета депутатов», осуществляющий свои полномочия, как правило, на постоянной основе.
Исключена часть 6 статьи 36 действующего Устава:
«Проекты муниципальных нормативных и правовых актов Совета депутатов вправе вносить на рассмотрение Совета депутатов:
1) депутат Совета депутатов;
2) группа депутатов Совета депутатов;
3) глава муниципального округа;
4) глава администрации;
5) органы территориального общественного самоуправления;
6) инициативные группы граждан».
В деятельности исполнительно-распорядительных структур района – тоже существенные изменения.
Изъято в новом модельном Уставе из полномочий администрации (статья 17 – в действующем Уставе, статья 16 – в новом) участие в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства.
Исключено важное полномочие администрации – внесение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы предложения по созданию и размещению постов государственного экологического мониторинга, осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального округа.
Снижается ответственность депутатов перед избирателями.
В новом модельном Уставе исключены обязанности депутата Совета депутатов:
1) регулярно не реже одного раза в месяц вести прием избирателей;
2) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции;
3) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год (часть 6 статьи 11).
Исключена статья 12 «Формы деятельности депутата Совета депутатов», правда есть статья 9 «Гарантии осуществления полномочий депутата». Но, чувствуете разницу.
Вместо перечисления, как в статье 12 действующего Устава, конкретных форм деятельности муниципального депутата, в статье 8, часть 6 нового Устава – расплывчатая формулировка: «Формы деятельности депутата и порядок их осуществления устанавливается Регламентом Совета депутатов».
Убрана посвящённая работе постоянных комиссий Совета депутатов, рабочих групп и иных формирований Совета депутатов» статья 13.
Жители лишаются возможности получения информации
Из нового модельного Устава исчезло слово «обнародование».
Есть слово – опубликование, но нет слова обнародование. «Какая разница?», – спросите Вы. Огромная! Опубликовать можно тиражом 10 экземпляров, и никто о правовом акте не узнает. А чтобы обнародовать нужно опубликовать тиражом, достаточным для того, чтобы о нём узнал каждый житель района.
Из полномочий главы муниципального округа, содержащихся ныне в Уставе в статье 15 исключаются ряд обязанностей, в том числе принимать решение о создании официального сайта главы муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о его деятельности.
Из полномочий администрации муниципального округа, установленных ныне в статье 17, изъяты следующие:
«осуществляет материально-техническое и организационное обеспечение деятельности главы муниципального округа и Совета депутатов, включая создание официальных сайтов указанных органов местного самоуправления;
обеспечивает доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
«создает официальный сайт администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о его деятельности».
Даже такое полномочие администрации муниципального округа теперь выполнять будет не надо, оно изъято:
«выступает учредителем (соучредителем) официального издания муниципального округа в соответствии с муниципальным правовым актом Совета депутатов от имени муниципального округа.
Убираются существующие ныне антикоррупционные механизмы
Далее – совсем интересно. Речь пошла о коррупционных составляющих. Председатель Счётной палаты Российской Федерации обращает внимание на отступления в правовом поле от принципов борьбы с коррупцией, а, судя по модельному проекту Устава, в Совете муниципальных образований продолжают эти отступления, к сожалению, иногда согласованные с законодательством.
Запреты и ограничения, связанные с ответственностью, которую на Якубовича и других накладывает занятие столь высокой должности, отменяются. Наоборот, открываются все просторы для того, чтобы в своих корыстных интересах этой должностью пользоваться.
Можешь одновременно быть главой Муниципального образования и, например, состоять членом управления коммерческой организации.
Отменяются следующие положения статьи 14 действующего Устава:
«9. Глава муниципального округа не позже чем в пятидневный срок со дня его избрания представляет Совету депутатов копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых с осуществлением полномочий главы муниципального округа на постоянной основе, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от указанных обязанностей. В случае непредставления соответствующих документов вопрос об исполнении полномочий главы муниципального округа рассматривается на ближайшем заседании Совета депутатов.
10. Глава муниципального округа не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти иного субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа или выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном округе, а также занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.
11. Глава муниципального округа не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом Совета депутатов в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.»
Те же запреты и ограничения сняты с главы администрации муниципального округа, коррупциогенные факторы включаются как в представительных, так и в исполнительных районных структурах.
В модельном проекте Устава убрана статья, описывающая границы Муниципального образования
В разосланном Якубовичем модельном – для всех районов – проекте Устава была убрана статья 3, в части 1 которой подробно прописываются границы района. Неужели кто-то может подумать, что это было сделано случайно, как сейчас пытается представить Якубович?
Более того, часть 2 испарившейся статьи требовала – изменение границ может происходить только с учётом мнения жителей.
Также в новом модельном Уставе изъята статья 49: «Учёт мнения жителей по вопросам изменения границ муниципального округа либо преобразования муниципального округа».
Действующий Устав говорит, что официальные символы муниципального округа призваны его самоидентифицировать среди других муниципальных округов в городе Москве и во всей Российской Федерации, а теперь вроде бы смысл похожий, да не тот – отражать его исторические, культурные, иные местные традиции и особенности.
Якубович и компания ссылаются, что границы районов убираются из Уставов, так как они прописаны в Законе города Москвы «О территориальном делении города Москвы».
Но наше глубокое убеждение, что из Уставов районов убирается подробное описание границ для того, чтобы затем, приказав едросам соответствующим образом проголосовать, нажатием кнопки изменить эти границы в Законе города Москвы.
С помощью «Единой России» закон города Москвы изменить легче, чем Уставы 125 районов Москвы и 21 поселения.
Переделок очень много. Все изменения не перечесть. Сколько можно заниматься перестройкой, не пора ли начать конструктивную работу.
По теме:
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ УКАЗЫВАЙТЕ АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА САЙТ. СПАСИБО